Новости компании

Нет платежки? Платить все равно придется!

10.10 2019
Мы привыкли к тому, что каждый месяц обнаруживаем в почтовом ящике квитанцию для оплаты услуг ЖКХ. Правда, в наше время многие подключили автоплатеж или совершают оплату через личный кабинет банка, где уже сохранены все реквизиты, тем более, если расплачиваться в том же Сбербанке, то достаточно ввести лишь номер лицевого счета – и автоматически сформируется квитанция с необходимой суммой для оплаты.

Но бывает так, что квитанция не приходит, а у жильца нет возможности совершить оплату через Интернет. По этому поводу всегда были споры между собственниками и управляющими компаниями. Подсознательно понятно, что отсутствие квитанции не может служить основанием для отказа от оплаты, но возможно есть нюансы в законодательстве?
Такие вопросы нередко рассматривались в различных судах, и вот недавно Верховный суд поставил точку в этом споре. Рассмотрим, на что ссылается Верховный суд РФ.

Нет квитанции – платить не будем?

Этот спор начался достаточно давно. Еще раньше, когда технологии не были так развиты, услуги ЖКХ оплачивали квитанциями в кассе банка. Если такая квитанция не приходила, то это создавало определенные неудобства жильцам. Проблема усугублялась тем, что при обращении в управляющие компании толком ничего сказать не могли. Из-за этого образовывалась просрочка по оплате.

Тогда многие были уверены, что если квитанция не приходит, то на законном основании можно не платить. Но большинство юристов уверяет, что в законе такой возможности не предусмотрено. Суды естественно вставали на стороны управляющих организаций.
В итоге, спор дошел до Верховного суда, который рассмотрел кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности. Суть спора заключалась в том, что ответчик не получал необходимых квитанций, из-за чего не мог осуществлять необходимые платежи за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. При вынесении определения суд использовал следующие выводы.

Выводы суда по поводу отсутствия квитанции.

Во-первых, в силу положений законодательства РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике. Таким образом, обязанность нести расходы по своему имуществу наступает в силу закона.

Даже отсутствие договора, а тем более квитанции, не может служить основанием для освобождения от данных расходов. Также внесение платы за содержание и ремонт жилого помещения предусмотрено постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. В данном постановлении отсутствует норма, которая ставит в зависимость обязанность по оплате от обязательного предоставления платежных документов.

Во-вторых, не стоит забывать о принципе добросовестности. Дело в том, что ответчик мог самостоятельно рассчитать сумму платежа, после чего произвести необходимую оплату. Также ответчик мог непосредственно обратиться к истцу и затребовать необходимые платежные документы, однако никаких действий для этого предпринято не было (определение Верховного суда РФ от 10.04.2019 Nг. № 303-ЭС 19-3457 по делу № А 73-9598/2018).

Таким образом, если управляющая компания не прислала квитанцию, то все равно необходимо оплачивать услуги ЖКХ. В ином случае могут наступить штрафные санкции, а если спор дойдет до суда, то отсутствие квитанций не будет основанием даже для того, чтобы отменить штрафные санкции.

Что нужно сделать?

Если квитанция не пришла, то следует обратиться с заявлением в управляющую компанию, указав на необходимость предоставить полную информацию о размере начислений. Если по каким-то причинам ответ задерживается, то лучше совершить оплату, используя квитанцию за прошлый месяц, а уже после получения необходимой информации по начислениям либо доплатить, либо в случае переплаты зачесть излишне уплаченную сумму в счет следующей оплаты.

Источник:«Слово юриста» - зарегистрированное Роскомнадзором СМИ (ИА № ФС 77 - 66477 от 14.07.2016)  https://www.9111.ru/questions/777777777752390/
Назад