Разделяй и властвуй
Несколько разноцветных мусорных контейнеров вместо одного ‒ с недавних пор далеко не редкое явление в российских городах. В нашей стране постепенно устанавливается раздельная система сбора мусора. Для многих она пока в новинку, однако в развитых странах это не просто в порядке вещей, но и установлено в обязательном порядке.
Какую цель преследует введение такой системы? Их несколько. Первая ‒ рациональное использование ресурсов. Огромная доля продукции химической и обрабатывающей промышленности предназначена для товаров короткого жизненного цикла, чаще всего ‒ одноразовых. Это упаковочная плёнка, пластик, стекло, текстиль, бумага. При этом большая часть таких товаров подразумевает переработку и повторное использование. При этом технологии переработки охватывают практически весь ассортимент производимой продукции ‒ от батареек до автомобилей.
Вторая важная цель ‒ сохранение экологического баланса. Если пищевые отходы, бумага и текстиль со временем в природной среде превращаются в гумус, то различные виды пластиков способны находиться в земле десятки лет, а, например, стекло не разлагается вообще, лишь превращаясь в крошку. Ещё сложнее с батарейками и отработавшими своё лампами дневного света: в их составе есть элементы, отравляющие землю и воду. Такие отходы ни в коем случае нельзя выбрасывать в общий контейнер, их следует сдавать в пункт приёма.
Третья цель ‒ развитие предпринимательской инициативы. Во многих странах рециклинг ‒ развитая и богатая отрасль местной экономики, способная приносить миллионные прибыли. Пункты сбора, сортировочные заводы, разветвлённая логистика ‒ это занятость населения, налоги и широкое поле для местного бизнеса. Достаточно вспомнить сетчатые контейнеры для пластиковых бутылок, которые установлены у дворовых площадок сбора мусора. Они принадлежат предпринимателям, которые зарабатывают на бесплатном сырье, сдавая его на переработку. Кстати, из этих бутылок впоследствии делают не только новые бутылки, но и синтетические ткани.
Системы раздельного сбора различаются по глубине предварительной сортировки, которую обязаны проводить жители и организации. В Германии и Японии ‒ лидерах по переработке мусора, где вторично используется до 65 процентов продукции, количество фракций доходит до 30. В Москве, где раздельный сбор начали вводить в конце 2010-х, пока принята двухконтейнерная система ‒ мокрые (кухонные) отходы, и всё остальное. Наиболее распространена система из 5 или 6 контейнеров для пластика, стекла, бумаги и текстиля, металла, батареек и лампочек и, наконец, мокрых отходов. При неглубокой первичной сортировке решающая роль принадлежит мусоросортировочным заводам, которые берут на себя функцию разделения фракций.
А куда же идёт остаток после сортировки ‒ то, что нельзя переработать? В России ‒ на полигоны ТБО. За рубежом ‒ в зависимости от типа отходов: например, биомасса поступает на производство компоста и затем вносится в почву, а строительный мусор возвращается в отрасль, как, например, в Японии, где из него смогли насыпать искусственные острова, на которых теперь расположены новые аэропорты. И это притом, что немало мусора в Японии сжигается, что тоже не идёт на пользу природе.
Но, пожалуй, едва ли не самой важной целью программ сортировки мусора и в России, и за рубежом признаётся воспитание ответственного потребительского поведения. Меньше покупать одноразовых товаров, экономить на упаковке, беречь природные ресурсы для будущих поколений, принять всё это как естественные ценности ‒ вот на что развитые страны мира потратили 30 лет. Удастся ли нам пройти этот путь быстрее?